Скульптурная мастерская Nikitasculptor

Блог

Сварка латуни

07.03.2016
Решил поделиться опытом сварки латуни. Свою последнюю  "Космическую" скульптуру я сделал из сплава меди и цинка, а проще говоря, латуни. Для этого мне пришлось освоить сварку металлов в аргоне(инертный газ). Сразу столкнулся с множеством нюансов и проблем.

Первая, этого сгорание вольфрамового электрода, хотя этого не должно быть. Забыл об сварочном аппарате рассказать. Это обычный инвертор, электро-дуговой, fubag 160, на котором, кстати нет обозначено TIG, что означает пригодность к аргоновый сварке с вольфрамовым электродом. После пару сожженных электродов, пришлось почесать голову и залезть в интернет. Прочитал миллион постов о важности сварочного аппарата и качестве сварочного тока. И решил взять у знакомых инвертор ПАТОН, где был специальный режим "АРГ", в надежде, что этот агрегат будет оставлять целыми электроды. Зря надеялся, ПАТОН ещё, круче жег мои "золотые" электроды. Кто не в курсе, вольфрам тугоплавкий, выдерживает температуру 3000* градусов, и при сварке он практически не расходуется. Его функция, разжигать дугу, создавать "ванночку", смешивая металлы. После очередной неудачи, я залез в интернет, и нашел японское пособие 80-ых годов ТИГ- сварки, которое раскрыло причину. ! оказывается тиг-горелку надо подключать к отрицательной полярности (-), поменяв полюса, дело сдвинулось.

Вторая, проблема которую я не мог предвидеть, это текучесть металла, во время, сварки, а именно, при разогреве, он быстро теряет пластичность. Это дает ограничения по толщине свариваемого металла. Для листа 0.8мм, даже 1мм. А для прутка 8 мм. Даже если аккуратно варить и ювелирно выставить ток, всё равно на противоположной стороне, образуются волдыри и бугры. А это "косяк", если ты варишь декоративную скульптуру. Кстати, при сваривании перпендикуляра_|_
из прутка 6мм, текучесть латуни приводит к деформации конструкции. А если свариваешь из  4мм, то просто пруток сгорает. Ещё момент, пользуясь мощным инвертором Патон, я не мог работать на малых токах. Сваривая тонкие металлы, ток просто прожигал всё, даже если выставляешь минимальный ток. Вернувшись опять к средненькому инвертору fubag in160, оказалась, что он лучшие справляется с тонкими деталями, а ток достаточно пластичный.

Третий урок касается маски. Я долго не понимал для чего нужна маска "хамелеон", если при обычной сварке электродом, спокойно справляешься откидной, дешевой маской. С TIG- сваркой всё интересней! Одной рукой надо держать припой, второй горелку, третьей рукой конструкцию). Ну ладно, свариваемые детали можно зафиксировать как-то, а вот горелка и припой занимают все две руки. Накидывая маску на лицо ты теряешь из виду место сварки, и начинаешь вслепую тыкать горелкой во что попало. А если у тебя ещё респиратор, то действие превращается в аттракцион. Не материться нельзя! Так что маска "хамелеон" это необходимость.
В четвертых, надо учитывать токсичность сварки латуни, из-за оксида цинка, который представляет собой ядовитое вещество! Без распиратора не обойтись.
Также должна быть вытяжка или отрытое пространство с улицей.

Выводы NIKITASCULPTOR |Сварка латуни:
-токсична, требуется респиратор
-необходим "хамелеон"
-горелка подключается на минус (-)
-толщину листа тоньше 1мм и толщину прутка тоньше 8мм лучше не использовать в сварочных работах, а соединять другими способами.

Скульптор Никита Степаненко.
Мастерская Nikitasculptor.